Карл Айкан – рейдер и филантроп
В Соединенных Штатах знают: если “корпоративный рейдер” Карл Айкан решил продать акции какой-либо компании, значит, из фирмы выжата вся ее стоимость.
Полувековой работой Айкан заработал капитал в 24 миллиарда долларов и заслужил уважение и боязнь в профессиональной среде. В 2016 году избранный президент США Дональд Трамп предложил финансисту должность независимого консультанта по вопросам реформы регуляторной политики. При этом Айкан сохранил свой бизнес.
Занимаясь неэтичными действиями по отношению к слабым компаниям, Карл Айкан при этом жертвует на благотворительность. В частности, в 2016 году он отдал на нужды ветеранов американской армии 1 миллион долларов.
Но подобных высот предприниматель достиг не сразу. Карл родился 16 февраля 1936 года в бедной еврейской семье на окраине Бруклина (Нью-Йорк). Отец мальчика считал, что главное – “не высовываться”, поэтому отдал сына в обычную государственную школу. При этом элитное учебное заведение Вудмор приняло Карла Айкана и готово было оплатить учебу юному таланту.
За плечами финансиста – Принстонский университет и звание бакалавра философии. В 80-х годах бизнесмен сделал состояние на так называемых мусорных облигациях и стал королем корпоративного рейдерства и гринмейла (шантажа). Данный вид деятельности направлен на недооцененные компании и подразумевает продажу пакета акций эмитенту по завышенной цене. Но гринмейлеру на самом деле не интересно поглощение компании, цена активов которой превышает ее рыночную капитализацию. Карла Айкана в большинстве случаев интересовало лишь получение прибыли.
Карл Айкан и жесткий подход к компаниям
Как известно, есть два основных способа получения прибыли с акций. Первый из них – покупка и быстрая продажа. Второй – приобретение и хранение. В любом случае акционер получает долю фирмы и становится ее совладельцем. Который, в свою очередь, принимает участие в сборах акционеров и влияет на ключевые решения. Но большинство акционеров заинтересовано лишь в доходе с ценных бумаг. Принимать решения для них – не главное.
На своем опыте бизнесмен доказал, что значительной прибыли реально добиться, приобретая долю в компаниях с сильно недооцененными акциями. Далее, получив долю в фирме, рейдер поступает в зависимости от принятого плана действий. Например, гринмейлер блефует, предлагая продать компанию третьему лицу. Или – вообще закрыть. Также популярная тактика – это прокси-войны, когда менеджмент организации делится на два лагеря и “воюет” друг с другом. Следом появляется “миротворец” и предлагает все решить через продажу. Руководству ослабленной фирмы предлагается ее выкуп или продажа доли назад – по завышенной цене.
Именно так сделал Айкан с производителем кухонной утвари Tappan. Оказалось, что стоимость организации была вдвое меньше, чем ее активы. Карл начал активно скупать акции, развязал войну чужими руками и посодействовал продаже фирмы шведскому холдингу Electrolux по реальной цене, т.е. вдвое дороже, чем на старте. Таким образом корпоративный рейдер стал в 2 раза богаче.
Жажда личной выгоды заставила Айкана разорить TWA – в свое время самого крупного авиаперевозчика Соединенных Штатов.
Если Айкан активно скупает ценные бумаги какой-либо компании, зачастую он сразу же получает предложение выкупить долю назад (конечно же, с выгодой для неудавшегося акционера). Лишние проблемы никому не нужны.
В общем, несмотря на спорные методы работы, Карл Айкан и его коллеги держат рынок в тонусе: ничего личного, лишь бизнес.